"На реке Или, находится уникальный памятник культуры прошлых веков – наскальные изображения. Их называют «Писаные камни». Местные жители это урочище называли Тамгалытас , т.е. камни со священными знаками (в переводе с казахского, Тамгалы – священный знак, тас – камень). Когда и при каких обстоятельствах появились изображения на огромных, отколовшихся от скал камнях, неизвестно. Возможно, в этом месте, вдоль р. Или проходил когда-то участок Великого Шелкового пути. По этому пути вместе с торговыми караванами шли паломники из Северного Тибета поклониться буддийским святыням Бухары, Самарканда, Афганистана. По словам известного краеведа В. Проскурина, это место считалось среди кочевников особым, почитаемым. десь излечивали недуги, восстанавливали здоровье. далее>>


Приглашаем на открытие сезона!
По словам известного краеведа В. Проскурина, это место считалось  среди кочевников особым, почитаемым. десь излечивали недуги, восстанавливали здоровье. В те времена степняки бережно относились к  изображениям иной  веры.
Первым исследователем Тамгалытас  был Чокан Валиханов (1835 – 1863 гг.). В 1856 г., возвращаясь из экспедиции в район озера Иссык-Куль через форт Верный (впоследствии г. Алматы), он сделал остановку на Илийской переправе. Близ нее, в Капчагайском  ущелье, он осмотрел и зарисовал  пером в экспедиционном дневнике выбитые на камнях изображения и надписи. Чокан Валиханов полагал, что надписи сделаны на тибетском, и на одном камне – на калмыцком языках. Рисунки эти приведены в книге И. Стрелкова «Валиханов», серия ЖЗЛ, М., 1990 г. В 1884 г. рисунки на камнях привлекли внимание хранителя музея Петербургского Университета А.М. Никольского во время поездки по реке Или. В Записках Западно-Сибирского Отделения Русского Географического Общества он кратко сообщил о том, что на высокой скале высечено «огромное изображение человека китайской работы». Никольский ошибался, к китайцам это изображение не имело никакого отношения. В том же году, в тех же Записках Русского Географического общества появилось сообщение С.В. Фишера. Плавая в те годы по реке Или на пароходе «Святой Николай», он увидел «высеченное изображение идола и надписи».
Прошло еще 30 лет и в 1897 г. к «Писаным камням» совершил специальное путешествие чиновник  при генерал-губернаторе г. Верный  В.Пантусов, интересовавшийся памятниками культуры. Его сопровождал  востоковед А. Позднеев. Ими эти изображения были обследованы, тщательно описаны  и впервые сфотографированы. Они насчитали 18 камней, на которых запечатлены рисунки пяти «бурханов», из них три на одном большом камне и два – на других, а также тибетские и калмыцкие надписи.     Чокан Валиханов. Изображения Будд на скалах Тамгалытас. Перо. 1856 г.  
Николай Константинович Рерих в своих очерках часто упоминает имя А.М. Позднеева. Его авторитет  как востоковеда подчеркивает в своих письмах и Елена Ивановна Рерих. На рубеже 20 и 21 вв. изображения исследовал директор Культурного Центра при Посольстве Индии в Республике Казахстан г-н Стобдан. Его статья с расшифровкой символики изображений была опубликована в журнале Академии Наук РК.  По его мнению, эти рисунки уникальны, т.к. в подобных сочетаниях священные буддийские символы встречаются  чрезвычайно редко. Г-н Стобдан пишет, что  илийские изображения Будд принадлежат к тибетской форме ламаистского буддизма. По художественному стилю и метафизической характеристике эти образы восходят к школе Ваджраяна, которая возникла в  Северной Индии, в Кашмире и позднее получила свое развитие в Тибете и Центральной Азии.



Современное состояние уникального памятника внушает самые серьезные опасения.
Еще два – три  десятилетия назад посетителями этих мест были лишь альпинисты, скалолазы свято относившиеся к уникальному памятнику природы и культуры,  туристы, сплавлявшиеся по реке Или на плотах, да рыбаки.
Сегодня же массовая автомибилизация населения и катастрофическое бескультурье просто уничтожают великолепное место используемое для проведения республиканских и международных соревнований по скалолазанью, туризму и техники альпинизма.  
Сюда устремились те, кто хочет просто провести время «на природе», не задумываясь о последствиях. Следствие этого - безобразные следы пребывания человека – кучи мусора, кострища, вытоптанный берег, и  разрушение уникальных рисунков.  Рядом со священными мантрами выцарапывают вечное «здес были…», распыляют краску из баллончиков, откалывают куски камней и даже стреляют в изображения из огнестрельного оружия.


По материалам статьи  www.roerich.kz




ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | О КЛУБЕ | ПРОГРАММЫ |  |  |  |  |

© www.severclub.kz 2007-2013

Designed by A. Klimushin
Created by А.Melnik, «Веб студия 4Design»